понедельник, 27 октября 2008 г.

Средства от запотевания

     Несколько интересных советов позволят вам справиться с жизненными ситуациями очень простыми методами.

Для того, чтобы стёкла не потели, натрите стёкла с внутренней стороны жидкой смесью из 1 вес. части глицерина и 10 вес. частей 62-градусного спирта, а затем протрите замшей. Можно применить один глицерин, которым смазывают окна с двух сторон. Хорошим средством служит смесь из 3 вес. частей глицерина, 1 вес. части скипидара, 5 вес. частей прозрачного жидкого мыла.

             Чтобы не потели стёкла очков нужно взять 3 вес. части глицерина, 7 вес. частей зелёного мыла с несколькими каплями скипидара и этой смесью натирают очки с помощью фланели или замши. Второй раз протирают чистой фланелью.

вторник, 21 октября 2008 г.

Дрова.

                Дрова - распиленные и порубленные на части дерева, которые использовали для того, чтобы топить печь и согревать дом.

                Заготовкой дров, обычно, занимались мужчины. Считалось, что тот, кто собрался в лес за дровами на зиму, раньше других утром попал в лес и срубил дерево, у того "жизнь будет теплее и богаче".

               Время, в течение которого занимались заготовкой дров, в народе называли древосеком. Начинались "древосечные недели" в марте-апреле, а заканчивались на Якова-дровосека - хранителя дровосеков (22 октября). 

               В некоторых местностях дрова заготавливали сообща: в один день заготавливали дрова для одного дома, в другой - для второго, и так для всей деревни. Не забывали и про те дворы, где жили вдовы и сироты: "На вдовий двор хоть щепку кинь".

              На протяжении года были дни, когда было запрещено заниматься заготовкой дров: Коляды, в четверг на Троицу, в Градовую среду, в воскресенье и праздничные дни. Запрещалось рубить дрова после захода солнца, рубить и складывать их на пороге дома. Считалось, что неуважительное отношение к предкам приведут к болезням и смерти близких.

                Дрова советовали заготавливать на нарастающую луну, заготовки в полнолуние быстро сгниют.

                На дрова брали не все деревья. Категорически запрещалось рубить рябину, бузину, осину, шиповник, вишню, а так же дерево, в которое ударила молния или которое было вывернуто с корнем во время бури. Считалось, что несоблюдение этого запрета приведёт к болезням или смерти кого-нибудь из жителей этого дома.

                Место, где рубили и хранили дрова, считалось "нечистым", поэтому стремились не заходить туда ночью. В то же время ритуальные обряды лечебной магии исполняли именно в таком месте. Например, на Коляды девушки навскидку хватали дрова и несли в дом, где пересчитывали количество дров. Чётное число означало близкую свадьбу.

                Беременной женщине необходимо особенно внимательно исполнять правила, связанные с дровами, и избегать места, где пилят и рубят дрова, чтобы ребёнок не родился с рассечённой губой.

               Когда меняли место жительства, то среди вещей, которые первыми вносят в дом, должны были быть дрова со старого двора. Первый раз печь в новом доме топили именно этими дровами.

               Для бани жениху и невесте перед свадьбой заготавливали специальные дрова - из сосны и кедра.

               Иногда на свадьбе, среди других испытаний, жениха просили наколоть дров, чтобы тот показал ловкость и хозяйственность.

                По тому, как горели дрова в печке, предсказывали погоду: горит с треском - будут морозы; плохо разгораются, шипят, дымят - жди потепления.

              

          

воскресенье, 19 октября 2008 г.

Давать и брать

              В народной культуре считается, что передавая вещь можно передать (отдать) и соответственно получить благополучие, "спор", успех, счастье. Поэтому в нормах бытового этикета и поведения нашего народа существовал ряд правил, которые необходимо было придерживаться, когда вы одалживаете, дарите или получаете те или иные вещи, деньги и другое.

              Нельзя было отдавать из дома в великие народные или церковные праздники, после захода солнца, в начале или в конце сельскохозяйственных работ. Считалось, что у хозяев перестанет вестись домашний скот, возникнут неприятности, одним словом - как заходит солнце, так и уходят из дома и благополучие, и счастье. 

              Самый строгий запрет на вынос чего-либо из дома накладывается на период празднования Колядок и основных праздничных дней: Рождество Христово (Первая кутья), Новый год (Вторая кутья), Крещение (Третья кутья), иначе успех и благополучие "отвернутся" от этого дома на весь год.

              Чтобы не жить с вечным долгом и в недостаче, необходимо было перед Новым Годом обязательно вернуть все долги.

               Также особым вниманием наделяли тот период , когда начинались сельскохозяйственные работы: если во время пахоты или сева из дома что-нибудь отдать или одолжить кому-нибудь, то урожай и рост домашнего скота отойдёт к тому, кто взял вещи.

               Никогда не отдавали что-либо и не одалживали в тот день, когда из дома уезжал кто-нибудь из родни. Считалось, что выполнение этого запрета будет помогать путешественнику в пути и возвращении его домой.

               Первые три дня после рождения ребёнка наделялись особым сокральным значением. Считалось, что если в эти дни что-нибудь одолжить или отдать из дома, то ребёнок "будет избегать родного дома", это значит, будет путешественником или "перекати-полем", а может даже стать разбойником.

               Никогда не одалживали что-либо в понедельник. Считалось, что в этом случае вся неделя "пойдёт прахом".

                Хозяек, приходящих вечером праздничного дня в дом и просящих немного соли, в деревнях считали ведьмами, которые спосбны забрать из дома "спор", благополучие.

                Когда отдавали из дома продукты питания, например, хлеб, молоко, муку, следили, чтобы не отдать последнего, иначе сам останешься без всего. Хлеб, как и другие вещи, не отдавали через порог, чтобы не ушёл из дома благополучие.

                Считалось, что тогда, когда в доме находится покойник, из дома нельзя ничего брать, выносить и т.д., потому что "перенесёшь" смерть в другой дом.

                В дни поминания предков необходимо было раздавать продукты питания, вещи, деньги. Но, существовало строгое правило: милостыню давали при входе на кладбище, при выходе - никогда.

                Когда одалживали иголку, в качестве охранного действия её необходимо было отдавать с длинной ниткой и так же отдавать назад.

                И сегодня в народе существует не писаное правило не отказывать в просьбе беременной женщине. Когда ей отказывали, то наказанием было "нападение" крыс, мышей, которые наносили огромный урон хозяйству или даже происходил пожар.

                Если вы часто одалживаете и не можете рассчитаться, то возьмите в Чистый четверг сито, положите в него монеты, рано утром выйдите на улицу и "посейте" медяки в снег, сказав при этом: "Во имя Отца и Сына и святаго Духа. Мать-Земля, сестрица-Земля, прими зерно, дай мне и моей семье хорошего урожая, доброго времени. Аминь".

четверг, 16 октября 2008 г.

Как сохранить линолиум и паркет в хорошем состоянии на долгие годы?

              Существует много способов очистить линолеум от загрязнений и заставить его сверкать чистотой. Несколько из них вы сможете узнать прямо сейчас.

               Способ 1. Загрязнённый линолеум промывают раствором хорошего мыла. Моют быстро, не давая мылу высохнуть во избежание порчи окраски. После этого линолеум протирают мягкой сухой тряпкой и смазывают тонким сухим слоем вареного льняного масла.

               Способ 2. Поверхность линолеума протирают с помощью шерстяной мягкой тряпки тёплой и холодной водой. Затем вытирают насухо мягкой тряпкой и протирают молоком.

              Способ 3. Через каждые три месяца натирают поверхность линолеума олифой и тщательно вытирают мягкой тряпкой (лучше старой шёлковой тканью).

              Чернильные пятна с линолеума удаляют пемзой или наждачной бумагой и смазывают эти места льняным маслом или полируют. 

              Для придания блеска линолеум протирают тряпкой, пропитанной раствором воска в скипидаре (1 вес. часть с 3 вес. частями скипидара). Иногда к раствору добавляют 1 вес. ч. масляного лака для усиления блеска. Не рекомендуется чистить линолеум керосином, бензином, нашатырным спиртом, скипидаром, винным спиртом, содой, щёлочным мылом и т.д. Они повреждают поверхность линолеума.

             Нельзя употреблять также жёсткую щётку и очень горячую воду.

             За паркетом необходимо ухаживать, учитывая материал из которого он изготовлен.

             Для натирки паркетных полов применяют скипидарную мастику. Это однородная масса от светло-жёлтого до тёмно-жёлтого цвета, состоящая из церезина, парафина и воска, растворённых в скипидаре, с добавлением красителя. 

            Способ применения: удалив с паркетного пола пыль и грязь, на него наносят щёткой тонким слоем мастику. После высыхания пол натирают щёткой или шерстяной тряпкой до блеска.

            Мастика, нанесённая на паркетный пол, после испарения скипидара легко полируется и даёт устойчивый, без липкости, блестящий отполированный слой. 

вторник, 14 октября 2008 г.

Чистка ковров.

          Перед чисткой из ковров удаляют пыль при помощи пылесоса или выбиванием и встряхиванием. После этого ковры чистят одним из следующих способов.

         Способ 1. Смешивают в воде пшеничную муку - 6 вес. частей, добавив немного разбавленного винного спирта - около 1 вес. части. Нагревают до получения густой пастообразной массы. Охлаждённую массу разрезают на куски и натирают ковры, после чего их протирают сухой щёткой и бумажной фланелью.

         Способ 2. По ковру разбрасывают мелкий порошок поваренной соли и подметают веником, предварительно прокипятив его в мыльной воде. Соль вбирает в себя пыль и придаёт ковру блеск. Очень пыльные ковры надо хорошо почистить веником, смоченный водой. Веник следует промывать несколько раз.

         Способ 3. Ковёр замачивают в воде, умягчённой содой или нашатырным спиртом, вынимают из воды и дают стечь. После этого протирают с помощью щётки мыльно содовым раствором (10 г мыла и 3 г соды на 1 л воды), в который прибавлен скипидар - 20 г на 1 л. Скипидар надо сначала смешать с 10-процентным раствором мыла, чтобы получилась эмульсия. Промывают ковры тёплой и холодной водой, используя для этого лейку, вытирают мокрой, а потом сухой тряпкой. В последнюю промывочную воду для придания коврам более яркой окраски следует добавить уксус (1 ч.л. на ведро).

         Способ 4. Если на коврах имеются Застарелые жировые пятна, то их выводят нашатырным спиртом, бензином или другими растворителями жиров (см. выше). Дальнейшую чистку производят или мыльно-содовым раствором, или мыльным корнем в смеси с нашатырным и денатурированным спиртом. Это придаёт коврам блеск и увеличивает яркость окраски. Если на коврах имеются белые (неокрашенные) места, которые трудно поддаются чистке, их отбеливают с помощью перекиси водорода. На 1 л воды берут 5 г перекиси водорода и 2 г нашатырного спирта. Этим раствором протирают ковёр с помощью щётки, а затем промывают водой, добавляя немного уксусной кислоты (1 ч.л. на 1 ведро воды).

четверг, 9 октября 2008 г.

Чистка мехов и кожаных изделий.

                 Меха протирают с помощью щётки бензином, иногда с добавлением мыла, затем снова протирают бензином в течение 10 мин. Белые меха затем раскладывают на столе и тщательно натирают картофельной мукой, чтобы кончики волос не слипались. Когда запах бензина исчезнет, картофельную муку стряхивают, а волос начёсывают. 

                 Ватные подкладки мехов перед чисткой отпаривают и обрабатывают паром ( для дезинфекции). Для удаления пятен от жира и пота применяют один из следующих рецептов:

1. Денатурированного спирта - 1 вес.ч. и нашатырного спирта - 1 вес.ч.; 

2. Нашатырного спирта - 1 вес.ч., поваренной соли - 3 вес.ч., воды - 50 вес.ч.

                Кожанные вещи ( пальто, пиджаки, перчатки, диваны, кресла и т.п.) рекомендуется чистить одним из следующих способов:

1. Загрязнённые места изделий протирают чистой фланелевой тряпкой, смоченной в яичных белках ( слегка взбитых ). После такой обработки кожа приобретает хороший блеск. 

2. При слабом нагревании смешивают: касторовое или льняное масло - 4 вес.ч., скипидар - 18 вес.ч., жёлтый воск - 15 вес.ч., картофель - 1 вес.ч. Полученной массой смазывают изделия и натирают до блеска.

понедельник, 6 октября 2008 г.

Чистка цветных шёлковых и шерстяных вышивок и шёлковых изделий.

              При чистке вышивок применяют пшеничные отруби, смоченные крепким раствором хорошего мыла. На вещи, разложенные на столе, насыпают ровным слоем отруби и перебирают их руками в течение 10 мин. Затем влажные отруби удаляют и насыпают сухие. Так повторяют 2-3 раза. Для придания цветным вышивкам более яркой окраски, отруби смачивают 1-процентным раствором щавелевой кислоты. Для сушки вещи закатывают в какую-либо толстую сухую ткань, после чего чистят мягкой щёткой.

              Белые шёлковые изделия (из натурального и искусственного волокна) замачивают на короткое время в тёплом (25 градусов) мыльном растворе (5 г мыла на 1 л) или растворе мыльного корня (сапонина), в течение 30-40 мин., простирывают путём сжатия без сильного трения и затем промывают 2-3 раза чистой водой. Стирку производят при температуре 35 градусов. Воду для стирки умягчают питьевой содой или бурой, или нашатырным спиртом (1 ч.л. на ведро воды).

             При стирке берут достаточное количество мыла (5-10 г на 1 л воды) или сапонина, чтобы получилась обильная пена.

             При необходимости производят отбелку перекисью водорода после стирки (см. "Чистка белых шерстяных и полушерстяных изделий").

             Цветные шёлковые шарфы и платки стирают в растворе сапонина при температуре 35 градусов, полощут в воде с небольшим количеством уксуса (3 ст.л. на ведро), а затем в чистой воде.

воскресенье, 5 октября 2008 г.

Чистка шерстяных и полушерстяных костюмов светлых и белых тонов.

                Недорогие костюмы подвергают стирке мылом при температуре 40 градусов в обильной пене. Сначала костюмы замачивают в тёплой воде (не более 25-30 градусов), прополаскивают в воде с незначительным количеством питьевой соды-20 г на 1 ведро или нашатырного спирта. Сильно загрязнённые места протирают при помощи щётки тёплым мыльным раствором. Отстирывают руками, отжимают, промывают мягкой водой и снова отжимают. Можно применять вместо мыла мыльный корень (сапонин). При последнем полоскании добавляют уксус-3столовых ложки на 1 ведро воды.

               Жилеты костюмов всех цветов чистят отдельно, сначала в мыльном растворе (3-5 г мыла на литр воды), затем в солёной воде (3 столовых ложки поваренной соли на 1 ведро).

                Для придания белизны белые костюмы иногда отбеливают гидросульфатом или перекисью водорода, предварительно отпоров от них крючки, пряжки и пуговицы.

               В эмалированной посуде при нагревании до 45 градусов растворяют гидросульфат (50 г на ведро воды).  В полученный раствор кладут вещи и держат в нём в течении 30 мин. при постоянном помешивании.

               Промывают вещи несколько раз в тёплой воде, затем в холодной, до уничтожения запаха гидросульфита. Первый раз полощут с добавлением нашатырного спирта (10 г на 1 ведро), последний-уксуса (30 г на 1 ведро).

               Если вещи не получились очень белыми, их на 30-40 минут погружают в раствор перекиси водорода (5 г 3-процентной перекиси водорода и 1 г нашатырного спирта на 1 л воды), затем промывают и сушат в расправленном виде. Перед отбелкой перекисью водорода промывают, не подкисляя воду уксусом.

               Чтобы придать костюму надлежащий вид, его подкрахмаливают горячим клейстером (15 г картофельного крахмала на 1 л воды). Сушат, предварительно расправив костюм путём встряхивания и вытягивания.

пятница, 3 октября 2008 г.

Чистим сами.

                В отличии от стирки, при которой применяются водные растворы мыла, соды или других моющих средств, сухая химическая чистка производится без воды, но с использованием жирорастворителей, к которым принадлежат, например бензин, скипидар и др.

           Чистка шерстяных и полушерстяных костюмов тёмных цветов.

               Для удаления пятен сильно загрязнённые места протирают бензином. Протирка мылом и бензином допустима только для тканей с прочной окраской и если костюм в дальнейшем будет подвергнут стирке.

               Если на костюме много нежирных пятен , его стирают в мыльном растворе с добавленим нашатырного спирта с помощью мягкой щётки (сначала с изнанки), после чего промывают 2 раза в тёплой воде. Мыла берут 100 г на ведро тёплой воды (40 градусов), нашатырного спирта-20 г. Стирку мылом можно применять только для недорогих полушерстяных костюмов с прочной окраской как костюма, так и подкладки. Предварительно надо сделать пробу, не линяет ли окраска.

              Дорогие шерстяные костюмы после удаления пятен бензином, если на них остались нежировые пятна, протирают слабым раствором нашатырного спирта, стараясь не сильно увлажнять ткань. Чтобы окраска вещи не изменилась, следует протирку проводить как можно быстрее. Можно также применять сапонин или отвар махорки, который удаляет жировые пятна, например, на воротниках, рукавах и т.д.

               В следующих сообщениях мы продолжим тему чистки одежды.

     

четверг, 2 октября 2008 г.

Перекрёстки дорог.

                Перекрёсток дорог-место пересечени двух, трёх, или более дорог, всевозможные разъезды, место пересечения дороги и ворот, границы деревень, мостов и др. преграды и рубежи. В народной культуре всегда считался плохим и ненадёжным местом. Перекрёсток дорог был символичным местом, за которым начиналось другая (чужая) жизнь. Наши предки свято верили, что пере-крест-ток охраняет место жительства от нечистой силы. Действительно, в самом слове, произошедшим от слова "крест", звучит предупреждение.

               Негативное отношение перекрёсток дорог приобрёл по нескольким причинам. Во-первых, прересечение было символичной линией, которая разделяла дорогу в некоторых случаях становилась символичной точкой отсчёта: проводить кого-нибудь до перекрёстка дорог. Именно по этой причине во время эпидемии на перекрёстке дорог ставили кресты: остановить распростронение страшной болезни, не пустить её за символическую черту.

                Во-вторых, считалось, что там, где пересекаются несколько дорог, где проходит много людей, любая информация очень быстро разлетится по всей округе (именно с этой целью на перекрёсток дорог приносили разные вещи, на которые отсылали болезни, беды и несчастья, чтобы их разнесли как можно дальше, "разнести на все четыре стороны").

                В-третьих, в древние времена наши предки на перекрёстке дорог хоронили умерших.

                В-четвёртых, на прекрёстках, которые стали "забытыми", "заброшенными", делали свалки, выбрасывали вещи, которые контактировали с умершими (мыло, полотенце после омовения) или тяжелобольным человеком и т.д.

                Когда в семье не росли дети, отец ребёнка должен был пригласить крёстными родителями первых людей, которых встретит на ближайшем от дома перекрёстке.

                На кресте возле перекрёстка юноши и девушки вешали ручники, если их род страдал от отсутствия браков.

                 Когда кто-нибудь из недоброжелателей желал зла молодой паре,то мог поставить на пути свадебного картежа, на ближайшем перекрёстке, специально подготовленные для этого вещи. Потому крёстные родители должны были при приближении к каждому перекрёстку перекрестить его, а так же кинуть на землю деньги, соль, угольки.

                 Во время продолжительной засухи на перекрёстке необходимо было втайне от всех разбить украденный горшок.

                Сегодня в сельской местности придерживаются обычая во время похоронной процессии остонавливаться на каждом перекрёстке, ставить на него гроб с умершим.

                В отношении перекрёстков в народной культуре существовал ряд запретов: не сидеть, не спать, не выкидывать мусор. А главное-ничего не подбирать, чтобы избежать несчастий и болезней.

               Земля, взятая с перекрёстка, считалась надёжным оберегом в дальнем пути.